Print Friendly, PDF & Email

Часто приходится слышать от людей, которые изучают английский язык уже не первый год, что они не видят прогресса в своих занятиях. В этой статье хотелось бы рассказать о том, что может стать причиной отсутствия  прогресса в изучении английского языка.

  1. Мотивация к изучению английского языка, а точнее ее отсутствие. Если вы находитесь в такой ситуации, что вы, вроде бы, понимаете, что знание английского языка необходимо и, наверняка, пригодится вам в жизни,  но всякий раз, когда дело доходит до непосредственных занятий, вам, либо скучно, либо вы находите более важные для себя дела – можно с уверенностью сказать, что мотивация к изучению иностранного языка у вас отсутствует. Разумеется, это не способствует прогрессу.  Задайте себе вопрос – зачем я учу английский. Чем яснее для вас будет ваша конечная цель, тем быстрее вы увидите результат. Наиболее часто встречающийся мотивирующий фактор к изучению языка это: освоение желаемого уровня владения языком до определенного срока, сдача экзамена, работа/ учеба за границей, иммиграция, прохождение собеседования на английском, улучшение своего резюме.  Сроки, как вы заметили, тоже играют не последнюю роль. Если вы не наметили четких временных рамок – то вам некуда спешить, а это тоже не поспособствует прогрессу. Идеально, если вы четко видите свою цель и сроки ее реализации, занимаетесь  систематически и с удовольствием.
  2. Пособия и методика изучения английского языка. Самая распространенная ошибка заключаются в том, что студенты цепляются за какую-то определенную методику и слепо следуют ей. Одни выбирают коммуникативную методику  и стараются полностью отказаться от родного языка и упражнений на перевод. Другие ударяются в изучение грамматики и слишком много внимания уделяют грамматическим упражнениям, таблицам и упускают из виду спонтанное общение. И тот и другой подходы – неправильные. Очень важно соблюдать баланс между методами изучения языка, выбирая самое лучшее из них и не зацикливаясь на какой-то одной из них. Согласитесь, на начальном уровне гораздо сложнее отказаться от родного языка и намного проще изучать слова и грамматику с опорой на родной язык. В дальнейшем же, после достижения уровня elementary, когда уже сформированы элементарные грамматические понятия и накоплен небольшой словарный запас, целесообразно начинать понемногу отказываться от использования родного языка. И наоборот, студенты, взявшие за основу традиционную методику, должны понимать, что без коммуникативных упражнений, направленных на спонтанное общение, невозможно научиться свободно общаться на иностранном языке. Что же касается учебных пособий, то они должны быть аутентичными, с хорошо построенной системой обучения, упражнениями на все виды деятельности и формирование всех навыков, с аудио и видео сопровождением. Обязательно обращайте внимание на автора и издательство. Остерегайтесь громкой фразы “авторская методика’’– почитайте об авторе, узнайте, насколько он известен широкой общественности своими методическими и лингвистическими заслугами, сколько у него публикаций. Если автор малоизвестен, не обладает особенными регалиями и учеными степенями, то не стоит доверять его методическому опыту составления учебным пособий. К примеру, учебники издательств Кембриджа и Оксфорда отлично зарекомендовали себя, а главное – они аутентичны и основаны на работах известных во всем мире методистов-новаторов.
  3. Отсутствие системы в изучении языка. Задумывались ли вы над тем, как вы изучаете язык – не наблюдаете ли вы тот факт, что вы сначала выбираете один учебник, через неделю его откладываете и берете другой. Сегодня только начали изучать времена, завтра, не закрепив их на многочисленных упражнениях, уже переходите к согласованию времен и условным предложениям. Не грешите ли вы тем что, отказываетесь изучать материал, который, по вашему мнению, вам не нужен и, вряд ли, пригодится в жизни? Если вы занимаетесь самостоятельно, старайтесь придерживаться одного основного пособия —  второе пособие выбирайте, как дополнение к основному, для углубления знаний по определенном аспекту языка (например, грамматике). Помните, важно — изучить весь, предложенный авторами, материал. И наконец, каков график ваших занятий? Для того чтобы понять, насколько систематичны ваши занятия, ответьте себе на следующие вопросы – делаю ли я длительные перерывы в занятия, как часто я отменяю уроки, занимаюсь ли я самостоятельно после занятий в классе, ежедневно ли я уделяю внимание английскому – если да, то сколько часов – эти вопросы должны помочь вам сделать необходимые выводы. К слову, многие не знают, что делая длительные перерывы в занятиях, они забывают язык и для того, чтобы вернуть прежний уровень владения языком, приходится учить все заново, а несистематические занятия – не способствуют прогрессу и, в лучшем случае, помогают оставаться на месте и не забыть уже изученное.
  4. Я все могу сам/а – так думают те, кто полностью отказывается от помощи репетитора, курсов и носителей. Особенно это чревато студентам, которые только начинают изучать язык. В первую очередь, это связано с проверкой домашних заданий. Здесь вы, наверное, подумали – а как же ключи к упражнениям?  Увы, ключи не всегда помогают разобраться в теме. Из личного опыта преподавания замечено, что студенты, иногда, проверяют себя самостоятельно по ключам и, придя на занятия, они заведомо уже знают, что они допустили ошибку, но просят помочь разобраться, почему правильный ответ не такой, как у них в тетради. Даже если грамматику и можно проверить по ключам, а аудирование – путем прочтения скрипта, то как объективно оценить свою устную речь, правильность употребления фраз в контексте, письмо? Решив изучать язык самостоятельно, постарайтесь найти того, кто поможет вам в этом – друг, носитель из Интернет и т.п.  Возможно, у них будет желание, свободное время и хороший опыт/образование, чтобы помочь вам в изучении языка, поскольку учить язык, особенно с нуля, без помощников – очень сложно.
  5. Домашние задания. Если вы считаете, что регулярных занятий в классе достаточно, чтобы продвигаться в изучении английского языка – это не так. Выполнение домашних заданий играет важную роль в закреплении изученного материла и, соответственно, в его дальнейшем спонтанном применении в живой речи.  Многие студенты искренне удивляются тому, что они регулярно занимаются с отличным преподавателем, на которого возлагали большие надежды, а прогресса нет! Но, ведь, они упускают из виду, что регулярно не делают домашние задания, или если и делают, то не в полном объеме. Поэтому, отговорки типа —  я и так все понял, я очень занят, так хотелось не пропустить передачу по ТВ и т.п. – должны заставить вас задуматься над вашим дальнейшим прогрессом в английском.
  6. Окружение. Группа, в которой вы изучаете английский язык, является мощным стимулом к изучению языка и его прогрессу. Если вы изучаете английский не с нуля и присоединяетесь к группе – очень важно правильно определить свой уровень владения языком и выбрать группу. Студенты, которые имели опыт обучения в группе такого же уровня или ниже, замечали, что обучение не давало им желаемых результатов, так как учиться было скучно и, со временем, мотивация вовсе снижалась, возникало ощущение застоя в изучении.  Слишком высокий уровень группы, также, негативно сказывается на прогрессе — зачастую, студент теряется на общем фоне группы, а непосильные задания, занимающие много времени и требующие тщательной подготовки, формируют заниженную самооценку своих способностей.  Идеально, если, придя на пробное занятие, вы ощущаете, что вам есть к чему стремиться и за кем тянуться, но в тоже время, вы не ощущаете пропасть между собой и группой.
  7. Погружение. Зачем читать новости на английском, когда на русском понятнее, смотреть фильмы на английском, когда так хочется отдохнуть и расслабиться, тем более там столько непотного. И после этого студенты не перестают удивляться, почему нет прогресса в английском. А откуда ему взяться, если на английский выделяется не очень много времени. Если вы нацелены на прогресс – постарайтесь максимально переключиться на английский во всех сферах своей жизни. Сделайте так, чтобы английский был все время вокруг вас – радио, видео, книги, новости, общение и т.д.  И тогда, вы сами это заметите, желаемый результат не заставит себя ждать. Уделите общению на английском особое внимание – чаты, скайп, специальные ресурсы для общения – только в общении вы сможете оценить уровень ваших знаний, ощутить пользу от изучения, понять свои слабые стороны и дальнейшие перспективы в изучении.
  8. Самооценка. Здесь также встречается две крайности. Первая — когда студенты думают, что они уже все знают. В таком случае, они перестают совершенствовать свои знания и умения, а со временем постепенно теряют приобретенные навыки. Однозначно, знать все просто невозможно, но все время поддерживать свой уровень —  необходимо. Вторая крайность – когда студенты думают, что языки — это не для них и, что для изучения языка нужны какие-то особые способности. В качестве доказательства обычно приводят свой безуспешный опыт изучения английского в школе и  институте.  Хотя, причиной безуспешного опыта, на самом деле, являются не способности к языкам, а все вышеперечисленные пункты, низкая самооценка и отрицательный настрой.

В качестве итога скажу, если вы не видите прогресса — найдите для себя мотивацию к изучению языка, занимайтесь регулярно, выполняйте домашние задания, уделяйте языку как можно больше времени, не занижайте свою самооценку, не хватайтесь за то, что вам пока не по силам и все у вас получится.